Корреспондент журнала «За рулем» отправился в Псков, чтобы выяснить, почему в нашей области показатели аварийности на дорогах одни из самых высоких в РФ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Псковская область - очень средняя по двум параметрам: не самая большая и не самая маленькая по площади (на 48-м месте среди 83 субъектов Федерации) и по численности населения (тут она 64-я). Местные жители гордятся знаменитыми памятниками архитектуры и культуры, щедро разбросанными по Псковщине. А еще тем, что их область граничит не только с российскими регионами, но и с тремя иностранными государствами!
При этом она, по данным Википедии, единственная из всех регионов страны не имеет своего гимна. Теперь же область - на третьем месте среди российских регионов, ранжированных по аварийности на дорогах. Здесь на 12% выросло количество ДТП, на 40% - число погибших, на 14% - раненых. Более того, Псковщина - первая в стране по числу пострадавших на 100 тыс. жителей: 376,6 (при среднем по России показателе 195,8). И третья по количеству ДТП на 10 тыс. автомобилей: 81,5 (в среднем по РФ - 45,1). Берегитесь, въехав в Псковскую губернию: вероятность угодить в аварию здесь в два раза выше, чем в любом другом краю страны!
НА ДОРОЖКУ
В Псковской области отвратительные дороги. Я так полагал еще перед выездом, после «похода» в Сеть. В Рунете даже нашел сообщество «Убитые дороги Пскова». Движение общероссийское, его лидер - депутат Госдумы.
Два дня колесил по городу и окрестностям, но нигде дороги не заслужили особых упреков. Да, сравнивать их со знаменитыми германскими автобанами не стоит, но после долгой и тяжелой зимы с многочисленными перепадами температуры улицы почти всех российских городов выглядят не лучше. В Москве и Подмосковье в том числе. Тогда почему столько аварий?
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ
По мнению председателя областного комитета по транспорту и связи Игоря Сильченкова, главное в проблеме высокой аварийности - отсутствие организации, которая отвечала бы за безопасность движения. Ведь ГИБДД лишь наблюдает за происходящим и в меру возможностей фиксирует события.
Скажем, в Пскове на дорогах огромное количество пешеходных переходов, большая их часть - нерегулируемые. Устраивают такие переходы часто по требованию жителей, ни о каком планировании транспортных потоков речь не идет: этим в городе некому заниматься. Хорошо, что сократилось количество наездов на пеших, - но ведь увеличилось число ударов в бамперы машин перед переходами.
Пскову на безопасную езду в 2006-2012 годах федералы выдали 487 млн., а область подкинула еще 152 млн. рублей. Во что они превратились? Чиновник отвечал, мягко говоря, уклончиво: «Вы же понимаете, у этих средств нет одного конкретного получателя, они растекаются тоненькими ручейками по десятку ведомств». Несколько раз в году собирается комиссия по безопасности дорожного движения, где решают, что необходимо сделать в первую очередь. Но эта комиссия, а значит, и все ее решения не имеют никакого юридического статуса. То есть ее рекомендации можно выполнять, а можно и забыть. Словом, ответственности никакой.
Например, областная ГИБДД в прошлом году получила в рамках Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения из областного бюджета 2,5 млн. рублей: 500 тыс. ушло на пропаганду безопасности движения, за 577 тыс. купили компьютерный класс для приема экзаменов, за 250 тыс. - программное обеспечение, за 1 млн. рублей - автомобили (ВАЗ-2107!). Полсотни тысяч потратили на поддержку интернет - сайта.
Вернемся на два абзаца назад: было 639 млн. рублей! То есть только в рамках ФЦП и только на одну, не самую большую, область должны были выделять более 100 млн. рублей в год! Куда потратили эти деньги?
А ведь кроме целевых средств ФЦП есть бюджеты у каждой из организаций, завязанных на проблему безопасности, а это дорожники, полицейские, медики, спасатели, коммунальщики и т.д. Они израсходованы, судя по всему... Только на что?
В Пскове доходит до курьезов, совсем не смешных. В прошлом году решили осветить участки федеральных трасс (через Псковскую область их проложено четыре) там, где они идут через населенные пункты. Мачты освещения поставили, но электричество так и не подключили. Видимо, деньги, нужные для этого, запутались в хитрых схемах финансовых потоков программы безопасности движения... Конечно, свет будет, но когда?
Еще пример «удачного» руководства: область готова помочь деньгами губернской столице в сооружении пешеходного перехода. Но, чтобы открыть финансирование, нужна проектно-сметная документация, которую город должен оплатить сам. А в бюджете на это ни строчки.
СВИСТОК
Последний пункт моей программы - областная ГИБДД. Любопытно выслушать версию людей в погонах о причинах высокой аварийности.
Ответы и решения умиляют своей простотой и военной прямолинейностью. Начальник Управления МВД по Псковской области Борис Говорун решил, что в росте аварийности виноваты местные руководители Госавтоинспекции. Поэтому снял всех начальников ГИБДД города и области. Как думаете, поможет?
По мнению и. о. руководителя ГИБДД Псковской области Анатолия Ефимова, аварийность возросла потому, что автопарк региона увеличился быстро и многократно (в 200-тысячном Пскове около 100 тыс. легковушек, не считая транзитных авто), а число светофоров и полицейских осталось прежним. Вот как! Без них разве способны автомобилисты поладить друг с другом? Мало того, живая полицейская сила тает с каждым месяцем.
Не желает молодежь идти в инспекторы ДПС. Если прислать сюда армию инспекторов, скажем, из Белокаменной, поправится дело? Сомневаюсь. Полагаю, загвоздка в другом. Во-первых, нет единого штаба, способного обозначить настоящие проблемы и действенно их решить. Во-вторых, нет честного бухгалтера, считающего народные деньги и радеющего за них. В-третьих, нет вменяемого руководителя, который предложит действенную программу: столько-то развязок, наземных и подземных переходов, столько-то метров разделительных барьеров между встречными полосами.
На остаток средств можно и гимн заказать. Псковский люд его распевать станет, правила учить и не ездить в городе больше шестидесяти. И тогда-то аварийная кривая точно пойдет вниз.
Источник: "За рулем", апрель 2012
Автор: Сергей Семенов
Комментарии
Нет комментариев