Нормативно-правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности дорожного движения
В настоящее время в Российской Федерации в системе нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности дорожного движения существуют пробелы, которые не позволяют органам власти решать государственные и муниципальные задачи в указанной сфере деятельности в полной мере. Нормативное закрепление вопросов обеспечения безопасности дорожного движения имеется лишь в виде отдельных норм в существующих ГОСТах, СНиПах и национальных стандартах. Данные нормативы разрабатывались различными ведомствами, основной задачей которых являлось проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация дорог. При этом вопросы в сфере безопасности движения были отнесены на второй план. Кроме того, ряд нормативных документов разработан и утвержден в 80-90-е годы 20 века и не соответствуют современным требованиям. Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, является федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Вместе с тем, данный Федеральный закон носит рамочный характер и не содержит конкретных технических требований. Кроме того, последними изменениями в нем являлось возложение обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, освободив от этой обязанности их владельцев. Административное законодательство сегодня позволяет избежать ответственности, в том числе и по фактам выявления нарушений в сфере безопасности дорожного движения. Учитывая, что дорожно-эксплуатационные предприятия выполняют лишь тот перечень работ, который подкреплен соответствующим финансированием, с учетом статьи 2.1 КРФоАП могут быть освобождены судами от административной ответственности за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения при содержании дорог. При этом в административном законодательстве не предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и местного самоуправления за неисполнение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются их расходными обязательствами. Также имеет место несовершенство законодательной базы в сфере дорожной деятельности. Например, ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой проведение «капитального ремонта» автомобильных дорог предусматривается без изменения полосы отвода, что в необходимых случаях не позволяет проводить технические мероприятия (устройство заездных карманов, дополнительных полос движения и др.), существенно влияющих на уровень безопасности дорожного движения. Градостроительная политика Российской Федерации не направлена на обеспечение безопасности участников движения. Действующие нормативные документы по расчету пропускной способности улиц, дорог и пересечений, а также числа мест хранения автомобилей ориентированы на устаревший уровень автомобилизации. Остаются нормативно не закрепленными требования к обустройству и оборудованию улиц и дорог населенных пунктов, геометрическим параметрам пересечений и примыканий проезжих частей, транспортных развязок и пешеходных переходов в разных уровнях, типовым поперечным профилям земляного полотна, в зависимости от категории улиц и дорог. В то же время Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит даже фрагментарных положений, регламентирующих деятельность по организации и безопасности дорожного движения. Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» не включает в себя перечень вопросов, связанных с безопасностью движения транспорта и пешеходов на прилегающей территории. В нем отсутствуют параметры и эксплуатационные характеристики подъездных путей, требования к вместимости стоянок для транспорта, уровню освещенности проезжих частей, мест парковки, тротуаров и пешеходных дорожек, правилам их содержания в зимний период. Проектом регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» вопросам безопасности дорожного движения, также не уделено должного внимания.
Комментарии
Нет комментариев