Александр Васильев просит правительство ввести мораторий на химические дорожные реагенты
Член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев («Единая Россия») направил обращение председателю правительства России Дмитрию Медведеву, в котором просит ввести мораторий на использование дорожных реагентов, а также провести комплекс исследований обоснованности применения реагентов с точки зрения их влияния на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан и животных, эффективности расходования средств как бюджетов домохозяйств, так и консолидированного бюджета РФ. Об этом сообщают «Известия».
Депутат Александр Васильев считает, что использование реагентов ведет к значительным тратам из городских бюджетов, которые исчисляются миллиардами рублей, а водители при этом обращаются с жалобами, что использование реагента не всегда ведет к обеспечению безопасности на дороге, а зачастую химические вещества создают водителям многочисленные проблемы.
«Обращения граждан по поводу мутного, грязного тумана, висящего над дорогами, и не смывающейся со стекол автомобилей пленки, а также разделившиеся мнения экспертов указывают на необходимость принятия срочных мер по обеспечению таких важных для безопасности дорожного движения параметров, как видимость и поддержание заданных параметров скорости движения автомобильного потока», — говорится в обращении депутата.
По словам Александра Васильева, от химических реагентов, которыми обрабатываются дороги, страдают не только автомобилисты, но и пешеходы.
— Наличие грязной взвеси, содержащей испарения химических реагентов, приводит к химическому поражению кожного покрова, дыхательных путей граждан, что сопровождается аллергическими реакциями и снижением работоспособности активной части населения, — заметил депутат Васильев. — Кроме того, применение реагентов на улично-дорожной сети создает существенный дискомфорт пешеходам, обувь которых приходит в негодность. Выгул домашних животных становится невозможным из-за химического поражения кожных покровов, шерсти, слизистых оболочек.
Химические реагенты на городских дорогах при контакте со снегом образуют грязевую смесь, которая также может создавать эффект скольжения и снижать уровень безопасности. Кроме этого обильно образовавшаяся грязь на дорогах способствует тому, что номера многих автомобилей быстро становятся нечитаемыми. Государство тратит внушительные суммы на приобретение камер для фиксации нарушений правил движения, однако из-за грязевой смеси, которую образуют реагенты, дорогостоящие камеры просто не могут определить машины нарушителей.
Если говорить про практику использования реагентов в стране, то впереди всех городов по использованию химикатов идет Москва. В прошлом году столица, по данным ГУП «Кольцевые дороги», закупила 648 тыс. т реагентов, потратив около 5,5 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году московские власти закупили 350 тыс. т реагентов на сумму 1,2 млрд рублей.
Этим летом руководитель департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы Андрей Цыбин рассказал, что в этом году власти намерены потратить на реагенты также сумму порядка 5,5 млрд рублей, при этом реагенты станут закупаться впрок — так, чтобы их хватило и на 2015, и 2016 годы. Тогда же некоторые эксперты связали желание приобрести реагенты впрок с событиями на востоке Украины и опасениями по поводу закрытия Славянского солевого завода в Донецкой области.
Заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков, занимавшийся проблемой использования реагентов в Москве, рассказал, что в мировой практике основной альтернативой химическим реагентам является поваренная соль.
— Предположения, что многокомпонентные реагенты, представляющие собой физическую смесь, малоэффективны, были оправданы. Вообще, немало было круглых столов, конференций, исследований, подтвердивших малую эффективность физических смесей, в составе которых было более двух компонентов. Но ученому сообществу свойственен плюрализм мнений. Поэтому были и те, которые считали, что эффективность этих смесей довольно высока, — рассказал он. — Эту же точку зрения в свое время поддержало и правительство Московской области, и природоохранное ведомство. Что же касается мирового опыта, то в основном используется хлорид натрия — обычная поваренная соль — это 95% всех реагентов в мире. И в России она тоже очень широко применяется.
Мэр столицы Сергей Собянин на прошлой неделе неожиданно заявил, что не испытывает особых симпатий к использованию реагентов.
— Нас, по правде, уже достали реагенты, которые сыплют зимой на дорогах. Из-за них возникает грязь, портится экология. Да и к тому же уходят огромные деньги из бюджета, — сказал, выступая 12 декабря на IV Московском урбанистическом форуме, Собянин.
Руководитель общества защиты прав потребителя «Общественный контроль» Михаил Аншаков рассказал, что у его организации также возникают постоянные вопросы по поводу использования реагентов, но до сих пор у мэрии не было особого желания обсуждать эту тему.
— Действительно за реагенты, которыми щедро усыпали дороги Москвы в последние годы, выдавались отходы химического производства (хлорид кальция), которые либо вообще ничего не стоят, либо за их утилизацию еще и платить надо. И пусть они позволяют экономить на уборке улиц, но вреда они наносят гораздо больше: это испорченные обувь горожан, дорожное полотно, автомобильные шины и подвеска машин, — отметил Аншаков. — Мы неоднократно за эти годы обращались с жалобами в мэрию с просьбой отказаться от этих реагентов с доказательствами, что это нарушение прав потребителей, но нам даже не отвечали.
Как сам автор обращения к главе правительства — депутат Васильев, так и эксперты в области обеспечения безопасности дорожного движения отмечают, что европейский опыт и опыт иных цивилизованных стран указывает на то, что самыми выгодными с экологической точки зрения противогололедными средствами являются поваренная соль и гранитная крошка.
Комментарии
Нет комментариев