Где лучше получать права: в России или за границей?
"Необходимо возродить советскую систему подготовки водителей. Правда, с серьезными изменениями." - заявил Виктор Нилов, глава ГАИ России. Во-первых, нужно учесть европейский опыт — в Германии в законе прописано, сколько и на какой дороге должен отъездить ученик, прежде чем сдавать экзамен. Во-вторых - пора сместить акценты в сторону безопасности дорожного движения и обучать именно безаварийному вождению, а не бездумно вдалбливать в головы учеников правила. В советское время готовили именно водителей, а не просто людей, умеющих кое-как передвигаться на машине по дороге. В 50-ые годы было два типа водительских удостоверений — любительские и профессиональные, причем владелец первых не имел права зарабатывать на жизнь извозом. Но даже чтобы получить «простую» корочку водителя-любителя, нужно было хорошо изучить и конструкцию автомобиля, и теоретические правила, и водительские приемы. На экзамене в Госавтоинспекции в 50-ые годы строго спрашивали про устройство автотранспортного средства. Кандидат в водители обязан был знать устройство одного автомобиля - советского производства, выучить назначение и принципы действия абсолютно всех приборов, узлов и агрегатов. Гаишники задавали вопросы и про признаки разных неисправностей. Теоретические вопросы на советском экзамене тоже отличались от нынешних и были нацелены именно на безопасность дорожного движения, а не на зубрение правил. Вот, например, вопросы 1953 года: «Почему двойной обгон опасен?», «Как проехать на улицу, расположенную слева от знака «Разрешено движение только направо»?» Кроме того, Виктор Нилов предложил ввести обязательные курсы зимнего вождения для тех, кто получал права летом. Если это предложение будет принято, стоимость учебы в автошколах подскочит. Многие эксперты обоснованно считают, что такие глобальные перемены нам не нужны. Достаточно лишь повысить качество обучения да разобраться с коррупцией в ГИБДД — и все будет не хуже, чем за границей. Хотя в разных странах свои особенности. И не все зарубежные порядки нравятся нашим гражданам. Получать водительские права в Японии — удовольствие невероятно дорогое. Большая часть японцев добросовестно посещает автошколы, потому что без прилежной учебы сдать экзамен почти невозможно. Месячный курс обучения стоит порядка 400 000 йен, что эквивалентно примерно 5 000 долларов США. Кстати, тренировка на машине с автоматической коробкой примерно на 10 000 йен дешевле, чем с «механикой». В принципе, в Японии автошколу можно миновать, отправившись сразу на экзамен в префектуру. Местные законы, как и наши, это позволяют. Экономия налицо, но с первого раза тесты с каверзными вопросами проходят лишь 30-35 процентов соискателей. Тем, кто не учился в автошколе и не получил соответствующего диплома, нужно преодолеть шесть ступеней проверки. Зато выпускники лицензированных школ могут отделаться только письменными тестами. Первая ступень — это обычная медкомиссия. Правда, в отличие от России, у японцев с этим гораздо проще. Никаких вам наркологов да гинекологов. Проверяют зрение, причем близорукость или дальнозоркость не должны превышать 0,7 диоптрий, да способность различать цвета и слух. Затем японцев отправляют на письменный тест из 50 вопросов, на 45 из них надо дать правильные ответы. Третья ступень — вождение на площадке. Если она пройдена успешно, то кандидату выдают «ученические» права. С этими «ученическими» правами будущий водитель обязан откатать минимум 10 часов в течение пяти дней. Причем только с инструктором, зато им может быть абсолютно любой человек с японским ВУ и трехлетним стажем. Этот инструктор расписывается в специальной бумаге, с которой соискатель отправляется на заключительную часть экзамена. Это 100 вопросов, из них на 90 надо ответить правильно. И только после этого японца допускают до проверки водительских навыков в городе. Если эта последняя, шестая ступень, пройдена — права выдают в тот же день. Иностранцам в Японии получить права, пожалуй, еще сложнее. С некоторыми странами у Японии заключены соглашения и бывает достаточно лишь перевести водительское удостоверение, заверить все в префектуре. К россиянам, обосновавшимся в Японии надолго, это не относится, нужно сдавать экзамен вместе с местными, причем тесты на английском можно пройти далеко не во всех регионах страны. То же и в США — полгода можно кататься с «родными» правами, а потом придется оформлять местную водительскую лицензию, причем вместе со страховкой. В разных штатах США действуют разные правила выдачи лицензий. Одна из самых сложных систем в Нью-Йорке. На первый взгляд в ней «черт ногу сломит», но разобраться можно. Кстати, в Нью-Йорке надо получать местные права не только иностранцам, но и всем, даже американским водителям, обосновавшимся тут на постоянное место жительства. Обратиться в транспортный департамент нужно в течение 30 дней с момента приезда. В отличие от Японии, в США (будем говорить США, подразумевая Нью-Йорк с его сложнейшей системой выдачи лицензий), чтобы получить права, обязательно нужно пройти курсы по обучению вождению. Сертификат об их окончании — необходимый документ для получения ВУ в первый раз. На курсах положено накатать минимум 50 часов. От этого освобождаются только те, кто учился вождению в школе или колледже и имеет соответствующий диплом. Цены в автошколах США самые разные, в среднем стоимость обучения составляет 300-800 долларов. Получив сертификат об окончании автошколы, будущий водитель может в любой день, в любое рабочее время приехать в офис департамента транспорта Нью-Йорка, подать заявление на получение лицензии и пройти письменный тест. Приезжать рекомендуется не меньше, чем за час до закрытия конторы, то есть этого часа должно хватить на все. И на оформление бумаг, и на проверку зрения (больше в США ничего не смотрят), и на сам тест. За госуслугу положено платить, причем цена варьируется в зависимости от типа ВУ и возраста кандидата в водители. Если письменный тест пройден успешно, то американцу надо обзавестись машиной, страховкой на нее и только после этого записываться на прохождение экзамена в департаменте транспорта. До теста, будущий водитель может ездить на своем авто, предъявляя свидетельство об окончании автошколы и заявление на получение постоянной лицензии. «Свидание» с чиновниками назначается по интернету, время выбирается самим автомобилистом. Тем американцам, которые не прошли тест на дороге с первого раза, дается еще одна бесплатная попытка. Если и тут неудача — то еще две по 10 долларов. А кто провалится — начинай все заново. Кстати, экзамен этот не очень сложный и в среднем занимает всего 15 минут. В Германии, что не удивительно, к проверке водительских навыков подходят с чисто немецкой скрупулезностью. Человеку, который никогда раньше не учился езде, рекомендуется учеба в автошколе, это стоит 1000 — 2000 евро. Время занятий установлено законом: минимум 225 минут вождения по проселочным дорогам, 135 минут на автобане и 1,5 часа езды в темноте, причем по разным типам дорог. Потом нужно проверить зрение у авторизованного полицией доктора и пройти курсы оказания первой помощи в немецком Красном Кресте. Прослушать надо минимум 8 часов лекций по медицине, зато стоит это дешево, всего 25 евро. Собрав сертификаты об окончании автошколы и пройденных лекциях по оказанию первой помощи, немец может обратиться в отделение дорожной полиции, причем строго по месту жительства. Это норму в Евросоюзе ввели в 2011 году, что исключить так называемый «туризм за правами». Чиновники принимают письменный тест из 30 вопросов, причем баллы начисляются в зависимости от категории сложности задания. Максимальная оценка за каждый пункт теста — это 2 балла, а за неправильный ответ могут поставить и минус 5. Кто прошел письменный тест, допускается до экзамена по вождению. Но никаких отдельных площадок не предусмотрено, водительские навыки проверяют прямо на дороге. Время экзамена строго регламентировано, для большинства категорий прав оно составляет 75 минут. Инспекторы во время езды не задают каверзных вопросов, но строго следят за соблюдением всех правил. А выполнять требования немецкого закона не так-то просто, например, наши сограждане часто «режутся» на соблюдении дистанции и скорости на автобане. Важно не только не превышать скорость, но и не ехать медленнее. Причем отклонения в 3-4 км/ч уже критичны. Очень хочется верить, что наш главный гаишник Виктор Нилов сможет познакомиться с тем, как выдают права в разных странах. Очевидно же, что сама по себе процедура не сильно отличается, в чем-то она даже проще (например, «площадку» сдают далеко не везде). Чтобы в России стало больше хороших водителей, не нужно создавать для них новые принудительные курсы. Лучше начать эффективно бороться с коррупцией и заставить гаишников проверять у людей реальные навыки, а не натренированные «параллельные парковки» и «змейки».
Комментарии
Нет комментариев