Пешеходам приходится платить за то, что они попали под колеса
Защитники прав пешеходов бьют тревогу. Страховщики обвиняют пострадавших пешеходов в аварии и требуют компенсации.
«Российская газета» приводит несколько подобных случаев из практики страховщиков. Страховая компания "Оранта" (филиал в Санкт-Петербурге) потребовала от безработного Мирона Д. возмещения расходов в связи с аварией. В июне 2010 года он попал под колеса автомобиля вне зоны пешеходного перехода. В результате он получил закрытый перелом ноги. У него были выбиты передние зубы и разбита голова. В стационаре ему предложили приобрести импортную металлоконструкцию стоимостью 43 500 рублей.
На водителя в суд он не подавал. Не хотел нервотрепки, как пояснил сам пострадавший. И, как оказалось, зря. Прошло три года с момента аварии, и страховщик, у которого по КАСКО был застрахован автомобиль, сбивший пешехода, подал иск в суд на 110 тысяч рублей.
На судебном заседании было принято решение о мировом соглашении. Мирон должен заплатить 63 тысячи рублей в течение полугода равными долями.
Второй случай произошел в Волгограде. 17-летний Александр Б. в июне прошлого года шел подавать документы в один из вузов Волгограда. Он переходил дорогу и был сбит автомобилем. Подробностей аварии не помнит - получил сотрясение мозга. Однако некая комиссия признала виновным в аварии именно его. И теперь страховая компания "Ренессанс-страхование" (Волгоград) требует от 17-летнего молодого человека, страдающего эпилепсией, выплатить ей 13 594 рубля. Для семьи Александра Б. это огромные деньги, ведь он студент.
По словам главы Союза пешеходов Владимира Соколова, за 2010-2012 годы на дорогах пострадали более 200 тысяч пешеходов, примерно 45 процентов из которых признаны виновниками аварий. В 2011 году появились первые факты предъявления страховыми компаниями пешеходам и семьям погибших пешеходов, ставших виновниками ДТП, требований о возмещении ущерба по застрахованному автомобилю по праву суброгации, предусмотренному Гражданским кодексом РФ.
«Мы расцениваем эти действия страховых компаний как безнравственные и незаконные, - говорит Владимир Соколов. - Поэтому обратились за защитой в Минфин России и к президенту РФ. Дело в том, что у водителя также есть право требования возмещения ущерба у виновника причинения ущерба (в том числе у пешехода), однако одновременно водитель обязан компенсировать причиненный вред жизни и здоровью пешехода. Причем независимо от виновности пешехода в ДТП, потому что он управлял средством повышенной опасности».
«Сложившаяся ныне в судах ситуация имеет принципиальное отличие, продолжает Соколов. - К страховым компаниям, оплатившим ремонт автомобилей по КАСКО, переходят права требования потерпевшего к виновнику в размере 100 процентов оплаченного ущерба. Так записано в Гражданском кодексе РФ. Это, по моему убеждению, некорректно. В суде происходит неэквивалентная подмена истца - вместо физического лица, управлявшего средством повышенной опасности и обязанного компенсировать причиненный вред здоровью и жизни пешехода, выступает страховая компания, не имеющая таких обязательств».
Иногда пешеход успевает получить от водителя по суду возмещение за вред здоровью и моральный ущерб. Но потом по суду страховщики взыскивают с пешеходов суммы, превосходящие полученные.
Сейчас в Госдуме ожидают второго чтения поправки в Закон об ОСАГО. В соответствии с ними выплаты по жизни и здоровью составят до 500 тысяч рублей. Причем выплачиваться они будут всем пострадавшим в зависимости от полученных травм. Стоимость травм определяется по специальной таблице. Сейчас подобная таблица действует при страховании опасных объектов и ответственности перевозчиков.
Комментарии
Нет комментариев