Справка по шипам
Одной из острых проблем дорожного хозяйства РФ, в последние годы, является быстрое образование глубокой колеи в асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог и искусственных сооружений, что приводит к нарушению поперечной ровности проезжей части.
В северных регионах нашей страны особеннок актуален зимний износ асфальтобетона шипованными шинами. К сожалению, российскими нормативными документами этот фактор совершенно не учитывается, поскольку широкое применение шипованных шин в нашей стране началось, сравнительно, недавно.
Предварительные исследования на Кольцевой автомобильной дороге Санкт – Петербурга показывают, что износ шипованной резиной при высокой интенсивности движения является действительно очень мощным фактором колееобразования, который ни в коем случае нельзя не учитывать. Причем, развитие этого типа колейности происходит преимущественно на левых полосах, где движутся легковые автомобили.
Глубокая колея на левых полосах движения КАД СПб
Таким образом, использование шипованной резины наносит значительный ущерб дорожному покрытию, что влечет за собой увеличение расходов на содержание дорог. Исследования, проведенные заинтересованными структурами различных стран, доказывают наличие негативного воздействия шипов на асфальт.
Основным фактором, определяющим более высокую интенсивность колееобразования на левых полосах проезжей части, является скорость движения по ним легковых автомобилей. При вращении колеса, металлический шип, обладающий кинетической энергией пропорциональной квадрату скорости и пропорциональной массе шипа, ударяет по поверхности асфальтобетонного покрытия. И энергия этого удара зависит от скорости движения автомобиля. Не случайно, финские дорожники, уже имеющие большой опыт по борьбе с колеей износа, выделяют (с точки зрения воздействия шипов) движение со скоростью менее 60 км/ч и более 60 км/ч. При скорости более 80 км/ч износ шипами еще больше усиливается.
Кроме скорости движения, агрессивное воздействие шипов усиливают их масса и размер. С 1978 г. по 2003 г. в Финляндии размер шипов был законодательно ограничен с 2 мм до 1,2 мм, а масса шипов ограничена с ~5 г до 1,1 г. По оценке специалистов Центральной лаборатории Финской фирмы Ляменкяйнен уменьшение массы и размера шипов привело к уменьшению износа в 3,9 раза. По некоторым экспертным данным, масса шипов, устанавливаемых на шины в РФ, достигает 5 г.
Еще одним немаловажным аспектом является раскалывающее точечное давление шипа на асфальтовяжущее и частицы заполнителя. Это давление вполне способно разрушать структуру матрицы из асфальтовяжущего, в которой закреплены щебенки, и вызывать образование микротрещин в щебенках. При многократном воздействии этот фактор должен приводить к эрозии поверхности асфальтобетона. По своей физической сути данное явление может быть смоделировано в виде удара.
Вес шипов 1,7-1,9 грамм. Выходят за поверхность шины 1,2-1,5 мм. В отчете Scheible, R. (October 2002). An Overview of Studded and Studless Tire Traction and Safety. WSDOT Research Report WA-RD 551.1. Washington State Transportation Center (TRAC), Washington State Department of Transportation. Говорится о значительном учеличении степени износа покрытий шинами с шипами, снижении безопасности дорожного движения.
Факторы, влияющие на размер ущерба покрытию: длина шипа над поверхностью шины, вес шипа, число шипов на шине, скорость автомобиля, тип покрытия дороги.
Результаты исследований воздействия шипов в некоторых странах повлекли запрет на их использование (Япония, Германия, Голландия, Бельгия и др., а так же США – северные штаты Миннесота, Иллинойс, Мэрилэнд).
В тех штатах, где шипы запрещены не были дополнительные ежегодные затраты на содержание дорог оцениваются в более чем 10 млн. дол. в год.
А вот еще один отчет в котором США установили зависимость глубины колеи от колличества проездов автомобиля с шипованной резиной: http://preservingoregonsroads.org/wp-content/uploads/2012/03/UseEffects.pdf
В 18 штатах Америки шипы запрещены, в остальных действует строгое ограничение по сезону использования.
Ограничения в Европейских странах:
Страна, Режим использования, число шипов, выступ шипа, сила шипа/вес
Комментарии
Нет комментариев