Объявлено о старте пилотного проекта "Инновационные дороги"
В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта "Инновационные дороги". Как сообщает «Российская газета», его осуществлением займутся Минэкономразвития, "Роснано", Федеральное дорожное агентство, правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области. Цели организаторов амбициозны: в частности, предлагается увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, в 10-15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций, скажем, мостов, ограждений и т.д. А главное - в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов. На строительство современных дорог в России будет направлено около 100 миллиардов рублей.
Авторы программы планируют использовать в строительстве дорог самые современные дорожные материалы. Они должны обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. Например, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика. Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40-200 процентов, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70 процентов. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Он также улучшает почти все характеристики дороги.
Также будет проведена инвентаризация дорожных знаков. Затем каждый будет "оцифрован", на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. Но самое главное, что знак сможет общаться с водителем. Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот и т.д.
Авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Кроме того, включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.
Но, конечно, центром всего проекта, его "мозгом" будет интеллектуальная система управления транспортом. Именно ей поручается свести к минимуму злополучные пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Основа "умной" дороги - информация. Поэтому по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и "глаз", чтобы постоянно держать на контроле и сообщать обо всем, что происходит на дороге. А сверху за происходящим будет наблюдать всевидящий ГЛОНАСС.
Кроме того, обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих машин, интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске и т.д. Кроме того, она предупредит обо всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды, тумане, дожде, снегопаде, гололеде. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые включатся по команде интеллектуальной системы.
Уже разработана концепция "Инновационной дороги", ее авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап - тиражирование лучших научных и технических решений.
Комментарии
Нет комментариев