Чиновники выяснили, почему иностранные компании не стремятся строить российские дороги
Иностранные компании не хотят участвовать в тендерах на строительство российских дорог из-за сложной системы регулирования новых технологий, материалов и государственных закупок, сообщает газета «Ведомости». Об ограничениях, обнаруженных Росавтодором, изданию рассказал федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру.
Мониторинг существующих ограничений Росавтодор проводил по поручению президента Владимира Путина с целью разработки механизма привлечения иностранных компаний с «современными технологиями и управленческими компетенциями» для строительства автодорог. Сейчас, по свидетельству специалиста Росавтодора, среди подрядчиков автодорожного строительства иностранцев практически нет. Росавтодор оценил существующие для них ограничения в отрасли и сообщил свои предложения Минтрансу, говорит представитель ведомства.
В ходе проверки выяснилось, что основные проблемы возникают с технологиями, новыми материалами и системой госзакупок. Чтобы использовать новые технологии или материалы, не описанные в российских регламентах, нужно подтвердить их «пригодность для применения» в России, предоставив образцы на экспертизу в Федеральный научно-технический центр сертификации и получить на них техническое свидетельство. Срок рассмотрения заявки — три месяца.
Мешает иностранным подрядчикам и законодательство о госзакупках: сейчас победитель аукциона определяется по наименьшей цене. В свою очередь, иностранцы часто готовы сделать дороже, но зато намного качественнее. К тому же при существующей сейчас схеме выделения финансирования нельзя объединить проектирование и строительство, и подрядчик вынужден работать с уже готовым проектом. Без знаний российского законодательства и особенностей работы зарубежным компаниям также приходится закладывать высокие риски и ориентироваться на рентабельность ниже, чем на понятных им рынках.
Зато иностранцы нередко выступают субподрядчиками в крупных проектах. Например, ванты для мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский во Владивостоке поставляла французская компания Freyssinet. При прокладке тоннелей для строительства дорог к Олимпиаде в Сочи используется технология итальянской компании Rocksoil, рассказывает представитель генподрядчика — компании «Трансстрой. Строительные компании всегда заинтересованы в передовых технологиях, продолжает он, а для итальянцев это шанс продемонстрировать свои возможности на новом рынке, поэтому они тщательно сопровождают все этапы строительства.
Но наиболее активны иностранные компании в партнерских проектах по строительству и управлению платными дорогами: португальская Brisa вместе с УК «Лидер», французская Vinci с акционерами группы «Н-транс», австрийская Kapsch с «Мостотрестом». Все эти проекты финансируются государством и частниками совместно и предусматривают распределение рисков между сторонами. К тому же подрядчик часто отвечает за подготовку территории, перенос коммуникаций, а для этого нужно взаимодействовать с большим количеством государственных ведомств — такого опыта у международных компаний нет.
Как сообщалось ранее, в 2012-2020 годах, в связи с майскими указами президента, финансирование строительства дорог в России будет увеличено. Так, в 2014 году затраты на строительство и ремонт дорог поднимутся на 27 миллиардов до 473 миллиардов рублей. В 2020 году расходы вырастут уже на 269 миллиардов до 863 миллиардов рублей.
Комментарии
Нет комментариев