Финский взгляд на общественные движения в России
Корреспондент финской газеты «Hufvudstadsdbladet», издающейся на шведском языке самым большим тиражом в Финляндии, отправился в столицу Черноземья, чтобы выяснить, как функционируют народные движения в России на примере сообщества «Народный контроль и Убитые дороги Воронежа». Приводим здесь перевод статьи от 10 июля этого года.
Жители Воронежа контролируют строительство дорог
Плохие дороги – большая проблема в России, особенно в ее провинциях. В Воронеже жители города основали собственное сообщество для проверки дорог. ”Но это не оппозиционное движение”.
В России две главные проблемы: дураки и дороги. Так писал один из самых известных писателей России Николай Гоголь в середине девятнадцатого века.
В Воронеже, столице Черноземья на юге России, несколько лет назад добровольцы для борьбы с плохими дорогами организовали дорожный патруль - так появилось движение «Народный контроль и Убитые дороги Воронежа». Когда корреспондент газеты «Hufvudstadsdbladet» прибыл в Воронеж, то сразу понял что «Народному контролю» предстоит еще многое сделать. Дело не только в плохих дорогах, но и в отсутствии логичной организации движения в городе. Проведя день за рулем автомобиля, можно увидеть, что в сравнительно не большом городе в сутки происходят десятки дорожно-транспортных происшествий. За пределами города продолжаются строительные работы по расширению дорог, что приводит к большим пробкам. Это напоминает движение в Москве, несмотря на то что население Воронежа составляет 890 000 жителей - средний город по русским меркам.
- Раньше дороги были в еще худшем состоянии. Ямы, которые только появлялись летом, зимой становились просто огромными, а власти продолжали закрывать на это глаза. С момента начала нашего мониторинга дорог, ситуация заметно улучшилась, - говорит Сергей Романенко, руководитель «Народного контроля». При этом он отмечает, что сообщество не является частью какого-либо оппозиционного движения. «Мы не оппозиционное движение. Мы сотрудничаем с властями, потому что считаем протест и крики не лучшим способом улучшить ситуацию в дорожной сфере», - поясняет Сергей Романенко.
Поддержка губернатора
Движение «Народный контроль не выступает с требованиями отставки губернатора Воронежской области Алексея Гордеева или президента Владимира Путина. Напротив, активисты поддерживают своего губернатора, который регулярно проводит рабочие встречи с участниками сообщества и помогает им с финансированием.
- Мы принимаем участие в официальных заседаниях, где решаются дорожные вопросы. Часто наши активисты обладают более полной и достоверной информацией, связанной с дорогами и дорожным движением, чем чиновники, - объясняет Романенко.
Не возникает ли проблем из-за того, что вас поддерживают органы государственной власти, к работе которых вы должны в то же время относиться критично? – Нет, наоборот. Они слушают нас, потому что они нас знают. Однако, отношения с городской администрацией у нас значительно хуже. Они не хотят сотрудничать с нами, - говорит лидер «Народного контроля». Стоит отметить, что в этой ситуации проявляется характерная черта российской власти – когда различные департаменты не взаимодействуют, а конкурируют друг с другом.
Интерес к сообществу
Сотни автомобилистов Воронежа являются участниками движения, которые постоянно занимаются мониторингом дорожной ситуации. Кроме того несколько тысяч человек состоят в группе в Интернете, где происходит активное обсуждение дорожных вопросов. - Интерес высокий и постоянно растущий. Наши дороги – это общая проблема. Федеральные СМИ несколько раз делали сюжеты про нашу деятельность, и каждый раз это приводит к волне появления новых членов группы, - сказал Романенко.
Интерес высокий, и это не удивительно. Все больше и больше россиян могут позволить себе более качественные и дорогие автомобили, поэтому приходится оказывать давление на власти, чтобы те способствовали строительству современных дорог. Проблема в том, что дорожное строительство в России очень дорого из-за коррупции. Например, строительство 48-ми км дороги в районе г. Сочи в связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр обходится в 40 миллиардов евро, пишет российский журнал Esquire. Корреспонденты издания подсчитали, что за эти деньги дорогу можно было покрыть восьмидюймовым слоем (20,32 см) фуа-гра при учете стоимости килограмма 69 евро. Резкий рост цен в основном связан с коррумпированными чиновниками.
Такие заоблачные цены являются следствием, в первую очередь, коррумпированности чиновников. Чтобы получить выгодный дорожный контракт, строительные компании должны отстегивать крупные суммы определенным лицам. Предприятия, в свою очередь, покрывают расходы за счет черной бухгалтерии и представления сумм, не соответствующих реальным тратам.
По данным Министерства транспорта, к 2015 году в России планируется построить 14 000 километров новых дорог. В период до 2010 года дорожная сеть, связывающая районные центры, значительно сократилась, это явилось следствием сокращения численности населения в сельских районах.
Поддержка Путина
Добровольный «Народный контроль» в Воронеже – типичное явление для нового гражданского общества в России. Общественные активисты часто работают в конкретных отраслях, где затрагиваются лично их интересы. При этом открыто противостоять власти в провинции гораздо опаснее, чем в больших городах. В таком случае лучше заняться каким-либо практическим вопросом. - Мы не кричим, что Путин виновен во всех бедах. Он хороший президент. Я не думаю, что те, кто протестуют против него в Москве, делают это искренне. Они, вероятно, получили за это деньги, - считает Сергей Романенко.
Виталий Кучинский, текст Anna-Lena Lauren
Порой очень трудно разобраться в том, как функционируют российские народные движения. «Народный контроль» в Воронеже сотрудничает с губернатором Алексеем Гордеевым и партией «Единая Россия». Когда я поняла это, я почувствовала себя очень глупо. Я должна был догадаться, что такая связь может существовать – ведь мы не в Москве, а в провинции. Здесь вы не можете открыто бросить вызов властям, потому что в конечном итоге можете нарваться на проблемы. Большие проблемы.
Может быть, мне не следовало брать у них интервью? (у представителей движения «Народный контроль»)
И все же я это сделала. Факт заключается в том, что они делают очень конкретную работу. Они не бросают вызов власти, а делают что-то для своего города. Все больше россиян понимают, что они могут на что-то повлиять и, прежде всего, имеют на это право.
В то же время, очевидно, что подобная организация зависит от губернатора, который настраивает ее против городских властей. Как эта система может работать в долгосрочной перспективе, представить себе сложно.
Гоголь и Чехов с удивительной точностью описали всю абсурдность ситуации еще в 19-ом веке.
Anna-Lena Lauren
P.S. По словам лидера движения "Народный контроль и убитые дороги Воронежа" Сергея Романенко, про финансирование сообщества со стороны губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и поддержку партии "Единая Россия" он в интервью не говорил.
Комментарии
Нет комментариев