Инструкция
На сегодняшний день ни один из актов федерального законодательства непосредственно не предусматривает гарантийных сроков в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог, а также искусственных сооружений. Сегодня гарантийные сроки на автодороги различного уровня подчинения не имеют единого регулирования. Так, требования к срокам в отношении федеральных автотрасс установлены Минтрансом, согласно которым, гарантия на нижний слой дорожного покрытия должна предоставляться на срок от 5 лет, на верхний – от 4-х лет. Региональным органам управления дорожным хозяйством рекомендовано применять аналогичные гарантийные сроки в отношении дорог регионального и местного значения, однако, как показывает практика, этого не делается. В результате в регионах вообще отсутствует единый подход к установлению гарантийных сроков на дороги.
Так, гарантия на дорожное покрытие в Пятигорске составляет 1 год, Астрахани - 2 года, в Сочи, Биробиджане и Грозном – 3 года, в Липецке и Ульяновске – 4 года, в Томске и Нижнем Новгороде – 5 лет. В Калуге устанавливаются гарантийные сроки двух видов - 3 года и 5 лет. В Красноярске на большинство дорог установлен гарантийный срок - 2 года, на меньшее количество – 4 года, и всего 5 дорог имеют гарантийный срок 5 лет. Во Владикавказе гарантийные сроки также варьируются.
Учитывая скорость износа дорожного полотна на территории РФ, и принимая во внимание тот факт, что подрядчики, осуществляющие работы на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях, зачастую не исполняют своих обязательств по поддержанию указанных объектов в надлежащем и безопасном для эксплуатации состоянии, представляется целесообразным закрепление гарантийных сроков на уровне федерального законодательства.
Цель мониторинга
Закрепить на федеральном уровне требования к гарантиям и обязательность их применения. Необходима разработка соответствующих нормативных актов. Крайне важно, чтобы за новыми дорогами были закреплены единые гарантийные сроки. Это послужит залогом более качественного ремонта, осуществляемого подрядчиками, увеличит срок эксплуатации дорожной сети!
Задачи мониторинга
- Заставить подрядчиков произвести гарантийные ремонты;
-Провести проверки по фактам неисполнения обязательств контролирующими органами (Прокуратура, СК РФ);
-Привлечь внимание общественности к вопросам обязательного исполнения гарантийных обязательств при ремонте и строительстве дорог.
Сроки проведения мониторинга
Май – июль 2015 года.
Алгоритм проведения мониторинга
1 - Как определить улицы?
Активистам передаются списки тех дорог, которые были отремонтированы в 2011-2014 г., и на которые, соответственно, распространяется гарантия, т.е. все проявившиеся дефекты в период гарантийной эксплуатации объекта должны быть устранены за счет подрядных организаций, выполнявших ремонтные работы в установленные заказчиком сроки. При этом гарантия распространяется помимо дорожной одежды на горизонтальную дорожную разметку, ливневую канализацию и водоотводящие устройства, тротуары, бортовые камни.
Из предоставленного списка улиц необходимо выбрать характерные объекты. В качестве параметров для выделения таких улиц можно использовать:
- магистральная/важный дублер/дорога, соединяющая микрорайоны (характеристики категорий дорог прописаны в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»;
- дороги к социальным учреждениям;
- дороги, которые находятся вне поля зрения общественности, то есть далеко удаленные от центра, в частном секторе и т.д.;
- дороги, которые ремонтировал недобросовестный подрядчик (к организации уже были претензии по качеству проведенного ремонта).
2 - Как должна выглядеть дорога?
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Необходимо визуально отличить ямы, выбоины, просадки ливневки, крышки люков колодцев. В РФ существует ГОСТ Р 50597-93, который регламентирует параметры допустимых дефектов на дорогах. В соответствии с ГОСТом:
- предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см;
- не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см;
- не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см;
- не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см.
Также не допускается образование колейности, покрытие дороги должно быть ровным в поперечном направлении.
В ходе рейда необходимо получить информацию не только о состоянии объекта, но и комментарий/личное мнение проверяющих, касающееся также технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, горизонтальной дорожной разметки, направляющих ограждений, светофоров и др.
3 - Как сделать фотографию?
На фотографиях должен быть виден дефект с географической привязкой к месту. Это может быть номер рядом стоящего дома, малые архитектурные формы (скамейка, ограждения, урны), какие-то другие отличительные черты. Эта информация необходима для идентификации месторасположения обнаруженного дефекта и для облегчения его поиска в дальнейшем. Фотографию необходимо залить на сайт garant.dorogirussia.ru, предварительно выбрав из списка свой город. Фотографии можно прикреплять к отмеченным дорогам. После модерации вся информация появится на сайте garant.dorogirussia.ru
Пример фотографии и описания.
Ул. Шоссейная, г. Псков. Ремонту 1 год. Видимых повреждений дорожного полотна нет, отсутствует горизонтальная разметка.
Ул. Л. Поземского, г. Псков. Ремонту 4 года, началось разрушение кромки асфальта у обочины, зафиксирован провал люка колодца после пересечения с ул. Шоссейной в левой полосе, степень износа горизонтальной дорожной разметки не соответствует ГОСТу.
Нормативные документы:
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия»;
- ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная»;
- ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»;
- ГОСТ 25695-91 «Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры»;
- ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия»;
- СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»
4 – Освещение мероприятия
Мониторинг открыт для участия всех неравнодушных граждан. Для лучшего позиционирования в соцсетях рекомендуется использовать хэштэг #ЗаГарантииНаДороги.
Отчеты направлять на почту problems@dorogipskova.ru а также в группе Вконтакте https://vk.com/udorogirussia
Координатор от «Убитых дорог»
Алина Кондратьева, город Псков problems@dorogipskova.ru
Организатор от «Убитых дорог»
Александр Васильев dorogipskova@mail.ru
Мы платим налоги За Гарантии на Дороги!!!